Маркировка упаковки — это символы, знаки или текстовая информация об особенностях продукции, помещенной внутрь. Позволяет потребителю получить представление о приобретаемом товаре: вид, что это, из чего изготовлено, срок годности, особенности применения, др. Структура может быть в виде пиктограммы, эмблемы (рисунка), текста их комбинации или других обозначений согласно нормам национальных либо международных стандартов.
- Текст — важные сведения о предлагаемой продукции.
- Рисунок — зрительный образ, позволяющий быстро получить представление о товаре.
- Обозначение — зашифрованная информация в общепринятых пиктограммах, символах.
ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВАНИЮ УПАКОВКИ
Основными документами, регламентирующими правила маркировки упаковки, являются национальные, например, ГОСТ, или международные стандарты, в числе которых, например, ТР ТС 021/2011 или 022/2011. Согласно требованиям нормативных актов вся продукция, представленная на рынке, маркируется так, чтобы на упаковку или этикетку была нанесена информация не только о реализуемом продукте, но и о самой упаковке. Прежде всего, это материал, из которого ее изготовили, а также возможность (способ) ее утилизации.
В маркировке любого товара должны содержаться следующие данные:
- наименование;
- страна, где изготовлен товар;
- предприятие-изготовитель или его представитель (уполномоченное лицо);
- юр. адрес завода (представителя);
- габариты;
- состав;
- единая пиктограмма;
- дата производства;
- номер партии, гарантии.
Дополнительно может наноситься и другая информация с учетом особенностей конкретной продукции. Например, для промтоваров необходимо указывать виды и доли природного сырья и химических добавок, модель, а также общепринятые символы, определяющие особенности ухода.
ЗНАКИ, ПИКТОГРАММЫ
В зависимости от значения или зашифрованных данных знаки маркировки на упаковках товаров делятся на несколько групп:
Товарные. Отличительные символы конкретного производителя.
Манипуляционные. Указывают особенности хранения и транспортировки:
- зонтик — груз «боится» влаги;
- солнце — беречь от воздействия ультрафиолета;
- бокал — хрупкие изделия, требуется должный уход;
- череп — токсичное вещество;
- пламя — горючий материал.
Соответствия. Определяют тип и наличие сертификации:
- ЕАС — продукция сертифицирована по стандартам Евразийского союза;
- РосТест — товар изготовлен согласно ГОСТ;
- СЕ — продукт соответствует европейским стандартам.
Экологические. Информация об экологической безопасности и возможности переработки (утилизации):
- петля Мебиуса — товары с возможностью переработки, цифры внутри указывают код материала, а буквы снизу (PET, PAP, др.) — идентификатор сырья;
- эколейб — продукция безопасна для экологии;
- зеленая точка (круг) — производитель поддерживает программу переработки.
Другие. Дополнительные данные на усмотрение производителя:
- зеркало и расческа — косметическая продукция;
- песочные часы — небольшой срок годности;
- книга — перед применением прочитать инструкцию.
СПОСОБЫ НАНЕСЕНИЯ
Нанесение маркировки на упаковку регламентируется требованиями ТР ТС 021/2011 (022/2011). Предусмотрено три основных способа маркирования:
- Каплеструйный — печать с помощью специальных принтеров и особых чернил.
- Термотрансферный — использование специальных лент. Информация предварительно наносить на рулонный материал. После нагрева лента клеится на товар.
- Лазерный — печать с помощью лазерного принтера.